Электронный документооборот

2 март | 05 : 00

Участники внешнеэкономических отношений указывают, что взаимодействие с таможней представляет собой одну большую проблему. Однако задача таможни не в том, чтобы любой ценой собирать деньги в казну, считают в Торгово-промышленной палате России, которую возглавляется Сергей Катырин. Таможня должна быть интегральным механизмом помощи и поддержки предпринимательства в стране, а не барьером.
Деятельность таможенной службы России подверглась серьезной критике на январском заседании президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Его участники отметили, что до сих пор не работает электронное декларирование, документы чаще всего оформляются на бумаге. Несмотря на то, что ФТС – одно из самых активных ведомств в вопросах автоматизации, электронное декларирование эффективно не работает.
Росту популярности этой процедуры препятствует тот факт, что электронная декларация пригодна только для таможни. Для налоговой службы и банка документы приходится по-прежнему оформлять на бумаге.
Комиссия также обратила внимание на то, что таможенные посты закрываются без каких-либо согласований или предупреждений. Растет стоимость таможенных, складских услуг, снижается скорость оформления грузов. Выросли таможенные сборы для товаров, которые не облагаются пошлиной.
Фактически государство ставит перед таможней в качестве основной цели сбор средств в бюджет. Это и определяет характер мер таможенного регулирования. Усилия ведомства направлены не на упрощение и ускорение таможенного оформления, а на выбивание денег из участников ВЭД путем корректировки таможенной стоимости, затягивания оформления и прочих мер.
Для инвесторов принципиально важно быстро и с меньшими затратами проходить таможню. Для этого предусмотрена специальная упрощенная процедура – институт уполномоченного экономического оператора. К сожалению, из всех предусмотренных упрощенных процедур сегодня работает лишь одна – хранение товаров на собственном складе. Остальные ничем не отличаются от обычного декларирования и не дают никаких преимуществ.
На прошедшем в московском Центре международной торговли VI Международном конгрессе «Открытая Россия: от Единого экономического пространства к Евразийскому союзу» выступил начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы Владимир Ивин. Он отметил, что установлен контроль за сроками выпуска грузов. В 97% случаев таможенные органы полностью укладываются в те сроки, которые установил таможенный кодекс. И сейчас дискуссия с бизнес-сообществом идет о сроках подготовки таможенных документов.
«Факт подачи декларации в электронном виде уже обеспечили. По состоянию на январь 92% таможенных деклараций подаются в электронном виде. Но остается сложность в получении дополнительных документов. Этому мешают несколько проблем, одна из которых – каналы связи и электроснабжения. Для устранения таких проблем, как отсутствие электроэнергии, пересматриваем договоры с энергоснабжающими компаниями, выделяем средства для создания источников бесперебойного питания и дополнительных каналов связи», – сказал он.
Владимир Ивин также отметил, что декларацию в электронном виде подавать уже научились. Что касается других документов – лицензий, сертификатов, разрешений, то здесь президент РФ услышал таможенные органы и дал поручение всем государственным учреждениям не позднее дня, следующего за днем выдачи документов, подавать их в ФТС в электронном виде.
Ведется работа с РЖД по переходу на безбумажный документооборот, она должна завершиться к концу года. Но не все зарубежные партнеры готовы к такому обмену документацией. Западное направление, к примеру, Финляндия, так работает давно. «К сожалению, перспектива такого крупного направления, как Китай, в настоящее время не ясна. На заседании российско-китайской Межправкомиссии в прошлом году этот вопрос поднимался. По сообщению китайской стороны, в Китае такие работы не ведутся и пока не планируются. Поэтому китайское направление пока будет оставаться в бумажном виде», – заметил выступающий.
«Также не ясна перспектива перевода в электронный вид сертификатов о происхождении товаров, которые ложатся в основу для применения налоговых льгот, в частности таможенных пошлин. Такие документы за рубежом выдают, как правило, торгово-промышленные палаты стран или другие уполномоченные органы. Договориться о том, чтобы такие документы в электронном виде с электронной цифровой подписью присылали в органы ФТС РФ, со всем миром невозможно», – подчеркнул Владимир Ивин.
Учитывая сложившуюся ситуацию, будет применяться промежуточная технология, когда декларация будет заявляться в электронном виде и сообщаться сведения о том, что сертификат имеется. В том случае, если надо получить освобождение от пошлины сразу, необходимо заранее, до подачи декларации, представить в таможенный орган сертификат соответствия. Его можно представить и позже, тогда и льгота будет применяться позже.
Представитель ФТС отметил, что казахстанские и белорусские коллеги пока не готовы переходить к этим технологиям. Также он сообщил, что с первого июля ФТС переходит на отработку технологии предварительного информирования о перевозках автомобильным транспортом. На портале ФТС будет предоставлена возможность подать и предварительную, и основную декларацию.
ФТС видит большие перспективы в предварительном информировании, считает, что этот механизм необходимо распространять на морской и авиационный транспорт. «Для ускорения процессов выпуска грузов в морских портах следует проводить модернизацию портового хозяйства, оно сегодня является сдерживающим фактором развития торговли. Кроме того, необходимо добиваться, чтобы все документы на товар поступали со стороны моря, как это делается в Европе и в порту Санкт-Петербурга. В порту Владивостока документы на товар поступают из города. Естественно, доверия к таким документам у таможни нет, что ведет к более тщательной и длительной проверке», – сказал Владимир Ивин.
Таможня будет активно работать над расширением института удаленного выпуска грузов, а также над созданием эффективного механизма в деятельности уполномоченных экономических операторов, который в России введен с первого января этого года.

ТПП-Информ

Подготовлено: Е. Муравенко

Еще новости от компании Альта-Орел

4 июля 2013 года принят Закон Республики Казахстан № 132-V "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта", согласно которым изменены условия проезда международных автотранспортных средств...

Изменение процедуры МДП (видео)

Новые режимы в программах «ГТД-PRO» и «Альта ПИ» (ДО, ОЭЗ, МПИ с возможностью коллективной работы, Авиа ПИ, ПИ в Республику Беларусь); ∙        Передача процедуры на другой логин; ∙        Изменения в редакторе 31-й гр., редактор гр. мест, диалог ДТС...

Предлагаем Вам воспользоваться новым сервисом «Поиск вагонов в регламентированном режиме». Наряду с оперативным поиском теперь можно заказать круглосуточное слежение за вагонами по Вашему списку. Частота обновления информации зависит от места нахождения...

Приказом от 23.07.2013 N 1361 внесены изменения в приказ от 04.07.2013 N 1240 «Об  утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров". В соответствии с...

До присутствующих были доведены требования, изложенные в письме ФТС России от 04.07.2013 № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП». ВрИО первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю Дмитрий Юрковский рассказал...

Начался период летних отпусков. Пункты пропуска Курской таможни работают в штатном режиме. Очередей нет. За сутки через пограничные переходы в обе стороны перемещаются: около 800 легковых автомобилей, более 10 автобусов, 150- 180 грузовых автомобилей...

Барнаулец Леонид Герасимов угодил в турецкую тюрьму. Хотя всего-то купил в сувенирном магазинчике камень за 10 долларов. В аэропорту Антальи, когда Леонид с женой и дочкой возвращались домой, таможенники камушек нашли. И объявили, что это историческая...

Как известно, в Женеве в 1975 году была принята Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП). Системы таможенного транзита с применением процедуры МДП предназначены для максимального упрощения перевозки...

Приказом от 29.12.2012 N 2688 установлен Порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения, иные места временного хранения, выдачи товаров  и представления отчетности о товарах, находящихся...