Золото, которое не блестит.

13 октябрь | 00 : 00

Золото, которое не блестит. (Вообще-то для данного сайта изначально не предназначалось. Но один мой давнишний и хороший знакомый по Проза.ру невольно подтолкнул меня к этой неслыханной затее : ))) Откуда пришла эта легенда или чья-то досужая выдумка о золотой шпале фон Мекка, наверное, так и останется загадкой. Но в бытность свою мальчишками лет десяти-одиннадцати мы честно пару вёсен подряд, сразу как схлынут талые воды, искали в песчаных вымоинах Борковского затона - не блеснёт ли где обманчивой рыжью неуловимое баронское золото. Кинофильмы «Кортик» и «Бронзовая птица» смотрели все. И уж очень хотелось и нам, советским пионерам найти клад и оказать весомую поддержку, например, борющемуся за независимость и свободу народу Никарагуа, или помочь в строительстве социализма трудящимся Вьетнама. Да мало ли нуждающихся, а шпала хоть и одна, зато золотая. Местные ребята с Борковского острова, а проще «борковские», так как жили в посёлке Борки, и с которыми мы водились, рассказывали, мол, слышали эту историю от своих дедов и бабок, а те, как водится, от своих. Легенда гласит, что когда-то давно «ещё при царе Горохе» (а точнее при Александре III) задумали государевы и торговые люди во главе с опытным инженером и видным коммерсантом Карлом фон Мекком железную дорогу к самому Чёрному морю и дальше к горам Кавказским пустить. Здесь же, в Борках учинить лесопильню и завод, где шпалы для этой дороги делают. Место удобное. Пристань на Затоне у Оки, по которой лес и готовые шпалы возить, вот она, под боком. В общем, закипело дело. Завезли заморские машины, а с ними немецкие и датские технологии пропитки шпал. Кругляк для лесопилки свозили по Оке и её притокам как из рязанской, так и из соседних губерний. И в 1880 году завод выдал, как сейчас говорят, «на гора» свою первую продукцию. Оснащённое как ультрасовременное предприятие с передовыми технологиями вкупе с опытными производственными кадрами, рязанский шпалопропиточный завод приносил своим владельцам баснословные прибыли. Что не удивительно, ведь он закладывался одним из первых во всей обширной Российской империи. Печальный опыт Крымской войны дал мощнейший толчок к развитию железнодорожного хозяйства державы и вызвал целый бум, названный современниками «железнодорожной лихорадкой». Так, например, уставной капитал общества Саратовской железной дороги, в состав учредителей которого входили и царственные особы императорского двора, составлял фантастическую по тем временам сумму в 45 млн. рублей серебром. Ещё пример. Немецкие предприниматели за полтора десятка лет через крайне популярные тогда акционерные общества вложили в строительство российских железных дорог более 900 (!) млн. рейхсмарок. А линия Москва - Коломна - Рязань стала одной из самых высокодоходных в России. Так что в заказах недостатка не было. Но вернёмся к нашей рязанской «золотой» шпале. Было объявлено, что весной 1883 года, а точнее 15 мая в Успенском соборе Кремля состоится торжественная коронация на престол Александра III и его супруги, императрицы Марии Фёдоровны. И вот, как следовало из слухов, бродивших среди заводских рабочих, правление рязанского шпалозавода завода вкупе с его акционерами решило преподнести царской фамилии по такому грандиозному поводу не менее грандиозный подарок. А именно шпалу из червонного, «рыжего» золота как символ развивающейся и процветающей российской железной дороги, а значит, и империи в целом. Возможно, слухи так и остались бы слухами, да вот незадача. По весне, как раз ближе к маю, в затоне по какой-то непонятной причине перевернулся паровой баркас. То ли топляк борт пробил, то ли ещё что… Никто из команды, к счастью не пострадал. Судно потом подняли, но груз был утерян. Спасшийся сопровождающий на дознании утверждал, какой груз везли, ему неведомо. Тяжёлые ящики были опечатаны, а в сопроводительных документах указан лишь код цифирью. Правление от каких-либо комментариев отказалось. Груз, как груз, уж не пресловутая шпала точно. Вот тогда-то и пошли гулять среди заводских упорные истории о том, дескать, раз открещиваются, значит, точно «баронскую шпалу» утопили. Рассказывают, один заезжий энтузиаст дайвинга образца XIX-го века искать пытался, да так сам и сгинул без следа. Вот с тех пор и пошло ходить поверье, что не случайно Борковской остров да Окский затон от себя шпалу не отпустили. Покуда лежит она в целости да сохранности в речном песке да иле, будет процветать завод и люди, что честно на нём трудятся. Может и выдумки всё. Но рязанский шпалопропиточный пережил и лихолетье гражданской войны, и эвакуацию в Великую Отечественную, и страшный пожар 1970 года. Он уверенно стоит на ногах и в сегодняшнее непростое время, помогая своей рязанской шпалой пересекать людям огромные расстояния, доставлять грузы, обустраивать подъёздные пути на крупных предприятиях. За сто тридцать лет работы завод дал пяти поколениям людей земного шара столько шпал, что как раз хватит дотянуться до Луны. Но самую главную рязанскую, «золотую» шпалу он надёжно хранит при себе, чтобы достроить нашу с Вами дорогу до Солнца. Наверное, оно и к лучшему, что ни мы, пионеры юные, ни другие, более прагматичные, так её и не нашли. Ведь по сути своей рязанская шпала - это символ моста между мирами длиной в сто тридцать лет. Разрушишь опору, и окажешься в омуте. Вперёд дороги не будет. А опора Рязанского ШПЗ - в его богатых традициях. Именно в них заложен опыт и потенциал, с успехом развиваемый сегодняшним коллективом завода, в котором на протяжении уже нескольких поколений плодотворно трудятся целые рабочие династии. Эти люди и то, что они для нас делают, и есть то золото, которое не блестит.