Бюджетной системе открывают горизонты

11 сентябрь | 10 : 14


Поправками к Бюджетному кодексу, опубликованными для общественного обсуждения, Минфин предлагает расширить горизонты бюджетного планирования с 3 до 18 лет. По тексту поправок Минфина, долгосрочные бюджетные стратегии станут обязательны для федерального бюджетного процесса и регионов на срок "не менее 12 лет". При этом отдельным постановлением правительства для федерального бюджета этот период предлагается расширить до 18 лет. Право для муниципалитетов составлять свои бюджетные стратегии на шестилетний период оставлено на усмотрение самих органов местного самоуправления.
Долгосрочные стратегии в обязательном порядке должны будут содержать основные характеристики соответствующих бюджетов на весь период планирования. Для федерального бюджета это требование расширено — дополнительно в ней будут определяться цели и задачи бюджетной политики, основные подходы к формированию доходов, а также оценка и минимизация бюджетных рисков. Внесение уточнений в документы будет возможно по мере подготовки очередного трехлетнего бюджета — вместе с проектом бюджета стратегии будут поступать на утверждение в законодательные органы власти. Более радикальные изменения возможны только раз в шесть лет, когда будет разрешено разрабатывать новую долгосрочную бюджетную стратегию — но изменение сроков действия уже принятой стратегии предлагается запретить.
Тем самым радикальные бюджеты всех уровней и прежде всего федеральный бюджет получают дополнительную защиту от резких изменений бюджетного курса. Повторение сценария конца 2012-го — начала 2013 года, когда ведомства одну за другой штамповали госпрограммы с завышенными требованиями по расходам, окажется затрудненным. Уже 12 сентября на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам Белый дом собирается рассмотреть варианты сокращения расходов предстоящей бюджетной трехлетки. На прошлой неделе глава Минфина Антон Силуанов уже сообщал о ежегодном пятипроцентном сокращении расходов (см. "Ъ" от 6 сентября). В правительстве обсуждается и более радикальный вариант — вплоть до 10% сразу.
Первый же вариант долгосрочной бюджетной стратегии до 2030 года, подготовленный Минфином одновременно с поправками к Бюджетному кодексу — в конце августа, лишает бюджетополучателей каких-либо иллюзий вернуть свои доходы и после 2016 года. По расчетам Минфина, доходы бюджетной системы к 2030 году сократятся с 37% до 30% ВВП. При этом нефтегазовые доходы упадут с 8,8% ВВП до 3,8% ВВП к 2030 году. Сам же федеральный бюджет останется дефицитным до 2013 года. Вариант этого финансирования один — госзаимствования. Но занимать много не удастся — безопасным уровнем госдолга, по расчетам Минфина, является показатель менее 15% ВВП. Сегодня уровень госдолга РФ не превышает 10% ВВП — то есть потенциалом наращивания заимствований и на внешнем, и на внутреннем рынках является с учетом прогнозируемого роста ВВП сумма не более 4 трлн руб. (в масштабах цен 2012 года).
После утверждения поправок к Бюджетному кодексу конструкция обоснования расходов федерального бюджета усложняется. Сейчас федеральный бюджет составляется на основании бюджетного послания президента, среднесрочного макроэкономического прогноза и основных направлений налоговой политики. По новой схеме формирование бюджетов прежде всего будет основываться на долгосрочных бюджетных стратегиях. Кроме них в процессе будут в первоочередном порядке учитываться существующие реестры расходных обязательств бюджетной системы, обоснования бюджетных ассигнований, показатели госзаданий на оказание госуслуг и показатели планов госзакупок. Тем временем проект предполагает снижение статуса самостоятельного бюджетного послания президента — его предполагается объединить с посланием президента Федеральному собранию, которое в последние годы без бюджетного наполнения выглядело как набор чисто политических деклараций с неочевидными перспективами реализации.
Петр Ъ-Нетреба

Авторские страницы

Подробнее:

Еще новости от компании Приоритеты бизнеса

Василий Юрченко, представители федерального и регионального министерства сельского хозяйства, руководители ряда сельскохозяйственных предприятий региона, главы районов. Николай Федоров подчеркнул, что сегодняшнее совещание направлено на обсуждение важного...

Экспертный совет ДК, в состав которого вошли управляющий партнер «Центра деловой жизни» Кирилл Наконечный, управляющий партнер DSO Consalting Сергей Дьячков, президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Вячеслав Маркелов, директор по корпоративному...

Сегодня полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский встретился с представителями бизнес-сообщества. На встрече обсуждалось применение принципов государственно-частного партнерства при реализации...

бизнес-инкубатор Академпарка за время работы "прошли" 86 компаний, из них 50% – стартапы Летних и Зимних школ. “Причем эти проекты показывают самую высокую выживаемость, потому что после Школы они приходят с уже оформленной бизнес-идеей и четким пониманием...

Страны G20 одобрили план действий по борьбе с размыванием налоговой базы. Об этом, подводя итоги первого дня работы саммита «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге, сообщил Министр финансов РФ А.Г. Силуанов. «Практически все лидеры подчеркнули важность...

3 сентября состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в лице Президента Александра Бречалова и Государственным унитарным предприятием «Агентство...

С января следующего года на смену пока еще действующему механизму государственных закупок придет Федеральная контрактная система (ФКС). Одной из главных претензий к существующей сейчас системе госзакупок является ее высокая коррумпированность. Опрос,...

Уже в 1 квартале 2014 года министерства будут ранжировать по эффективности осуществления ими  государственных закупок О создании такого рейтинга министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов заявил по итогам совещания главы кабинета министров...

Федеральный закон N 94-ФЗ о госзакупках не ругает только ленивый - об этом раз за разом повторяют и госзаказчики, и подрядчики независимо от сферы их деятельности. Введение электронных аукционов на госзаказ, конечно, снизило уровень договорных контрактов...