Отпуск за свой счет

3 июль | 00 : 00

В Исландии оживает вулкан, на Доминикану обрушивается холера, в Мумбаи — террористы, в Индонезии — цунами, в Египте активизировались акулы, а затем и вовсе случился политический переворот, в Японии — природная и гуманитарная катастрофа мирового масштаба. Год от года не легче — лихорадит мир, а вместе с ним и туристический рынок. Вынужденно не улетевшие на отдых хотят и имеют право получить деньги за уже оплаченный тур. Вернувшиеся раньше времени требуют компенсации за «недогул». Как действовать горе-путешественникам, а также тем, кто хочет избежать неприятных неожиданностей в будущем?

В том, что российский рынок туристических услуг в ближайшее время претерпит изменения, не сомневается, пожалуй, никто. Все чаще «благодаря» природному или политическому фактору случаются сбои на некогда вполне благополучных направлениях. В кризис впал один из крупнейших операторов «Капитал-тур». В обойму никак полноценно не вернется Египет, который, по данным Министерства туризма, только в 2010 году посетили около 15 миллионов россиян. Короткий перелет, достойный сервис, вменяемые цены — найти равнозначную по всем пунктам замену весьма сложно, но реально.

Рост спроса на другие направления был в принципе предсказуем и ожидаем, — считает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России. — Наиболее сопоставима по цене и сервису летняя Турция. Уже сейчас туристы готовы ехать туда вместо Египта. Туроператорам даже пришлось ставить дополнительные рейсы».

В какой-то степени заменить Египет, уверена Майя Ломидзе, смогут Таиланд и ОАЭ. Особенно если перейдут на любимую русскими туристами систему all inclusive. К тому же кроме пляжного отдыха и местных достопримечательностей здесь еще и хороший шопинг. Однако цены на путевки в эти страны выросли за последнее время на 10—15% и вряд ли будут снижаться. «А за счет чего, — озвучил встречный вопрос наш собеседник, представляющий весьма авторитетное туристическое агентство. — Если за счет нашей прибыли, то она составляет всего 3—5% от стоимости тура. Договориться с авиакомпанией и отелем, имеющим свой процент, просто нереально».

Среди других в альтернативе популярных направлений — Марокко и Израиль (безвизовый въезд и лечебные программы последнего дают ему бесспорные плюсы). Поздней весной и летом добавится европейский пляжный отдых, конкретно — Испания с Грецией. Так считают в Ассоциации туроператоров, кроме того, утверждают, что вырос и будет расти спрос на Индию, Мальдивы и Доминиканскую Республику.

Неизбежно возникает вопрос: переориентируются ли туроператоры и туристы на внутренний рынок? «Это близко к реальности, — отвечает Майя Ломидзе. — Например, гостиницы и пансионаты черноморского направления уже готовы снижать цены. Как вариант можно рассматривать нашего ближайшего соседа — Крым. Сочи — вряд ли. А вот Лазаревское, Лоо, Анапа могут заинтересовать российских туристов. По цене весьма привлекательны санатории Абхазии, но сервис пока не тянет». Кстати, крымские отели и пансионаты собираются активно внедрять у себя систему «все включено», кроме того, Крымом заинтересовались две крупные мировые отельные сети.

В свете последних событий можно ожидать, что и система страхования в туриндустрии претерпит определенные изменения. Все чаще встает вопрос о целесообразности введения обязательного медицинского страхования для выезда за рубеж (сегодня базовая медицинская страховка является необходимым условием выдачи визы лишь в некоторые страны). Очень часто туристы экономят на страховке, а о дополнительных возможностях и своих правах просто не знают.

Возьмем страховку «от невыезда». По идее она должна покрывать непосредственно невыезд за границу. Но! Выплатит ли страховая компания возмещение, зависит от событий, которые привели к отмене путешествия, и оговорены ли эти события в договоре. Чаще всего страховым случаем признается болезнь или смерть самого туриста, его близких родственников, нанесение вреда имуществу, скажем, потоп в квартире. А вот страховые события, которые клиент мог предвидеть, к примеру, обострение хронического заболевания, в перечень уже не попадают. Или другая история — страховка от невыдачи визы. Если выяснится что отказы уже были, вряд ли страховая возьмется покрывать такой риск.

Некоторые компании страхуют и от вынужденной задержки за границей. Это позволяет туристу вернуть часть затрат, если поездка была прервана в силу обстоятельств, опять-таки заранее прописанных. Форс-мажор — совсем другая история. Уже после событий с египетскими акулами Роспотребнадзор настоятельно рекомендовал туроператорам возвращать полную стоимость путевок тем, кто отказался ехать в Египет. Участники рынка, в свою очередь, прогнозировали волну банкротств, особенно мелких компаний, для которых Египет — приоритетное направление. Ведь на долю операторов приходится в среднем около 10% стоимости тура. Кроме них в процессе задействованы и авиакомпании и отели. Значит, и возврат по логике должен идти в совокупности. Но договориться об этом без помощи федеральных органов власти маловероятно.

Туристу, отказавшемуся от поездки в страну, где наличие форс-мажорных обстоятельств не признано официально, и требующему компенсации, нужно будет доказывать, что предлагаемые обстоятельства изменились настолько серьезно, что могут угрожать его здоровью и жизни. Доказывается это, как правило, в суде.

Если же форс-мажор застал отдыхающего уже на месте, то, к сожалению, такие неприятности, как революции, военные конфликты, забастовки и прочее, в соответствии с Гражданским кодексом рассматриваются как «непреодолимая сила», а значит, туроператор ни за что ответственности не несет и вывозить вас из страны не обязан. Другое дело — если оператор знал, что события начинают развиваться, но рискнул здоровьем туриста. В таком случае он обязан возместить ущерб в рамках договора со страховой компанией.

К сожалению, эти вопросы недостаточно четко прописаны в законодательстве, поэтому лучше выбирать наименее рискованные варианты и как можно внимательнее относиться к планированию своей поездки во всех аспектах. Изучить ситуацию в стране, тщательно подойти к выбору турфирмы, авиаперевозчика (вот где стоит обратить особое внимание на репутацию и безопасность), страховой компании. И — в путь.

Маргарита Мармер, руководитель Департамента страхования выезжающих за рубеж компании «Росгосстрах»:

Сегодня у туриста есть право выбора — как по страховой сумме, так и по перечню предлагаемых услуг. Если говорить о медицинском страховании, то на сегодняшний день существует стандартный пакет, который включает экстренную медицинскую помощь (амбулаторную и стационарную, с оплатой медикаментов и предоставлением медоборудования), медико-транспортную, стоматологическую помощь, а также репатриацию на родину. Кроме этого, есть расширенные программы, которые могут приобретаться туристом самостоятельно в дополнение к стандартному пакету. Они могут предусматривать визит близкого родственника к застрахованному в случае его критического состояния, организацию досрочного возвращения из путешествия в случае смерти прямого родственника, возвращение несовершеннолетних детей из путешествия, если они остались без присмотра.

Предусматривается также страховая защита на случай невыезда, задержки или отмены рейса, утраты/повреждения багажа, юридическая и административная помощь, содействие в случае потери документов, гражданская ответственность перед третьими лицами. В зависимости от того, какой перечень услуг и какую страховую сумму вы выбираете, рассчитывается и цена полиса.

К сожалению, туристы часто ориентированы на то, чтобы сэкономить на организации поездки. Многие, например, не считают нужным сообщить страховщику, что собираются кататься на горных лыжах, заниматься альпинизмом, нырять с аквалангом или летать на дельтаплане. Оказание помощи при травмах, полученных при занятиях экстремальными видами спорта, имеет определенную специфику и обходится дороже, чем обычная медицинская помощь. Теперь давайте посмотрим на разницу стоимости полисов: стандартный стоит 0,74 у.е. в день, полис для всех экстремальных видов спорта — около 1,5 у.е. Имеет ли смысл экономить?

Наталья Першина, адвокат адвокатского бюро Информация и право Адвокатской палаты г. Москвы:

Как правило, туристы покупают медицинскую страховку в «пакете» с другими туристическими услугами, не глядя на текст страхового договора. А зря! Основываясь на нашей практике, хотелось бы пояснить следующее:

1. В большинстве случаев хронические заболевания не покрываются страховкой в независимости от того, знал ли больной об их наличии. Так, страховщики отказываются верить, что сдвинувшийся с места камень в почках появился там только после вашего приезда на курорт, а сердечный приступ будет считаться обострением ишемической болезни сердца.

2. Многие виды современной и недешевой диагностики (такие, например, как МРТ) в страховку могут и не входить. В большинстве случаев условия страховки предполагают лишь снятие болевых симптомов и приведение пациента в состояние, пригодное для транспортировки домой.

3. Часто страховщики отказывают в оплате медуслуг, оказанных жертвам таких традиционных курортных развлечений, как катание на квадрациклах, водных мотоциклах, «бананах», «ватрушках» и т.п., так как все это расценивается как «занятия, связанные с повышенным риском». Травма, полученная в состоянии опьянения (под коим может пониматься употребленный бокал вина или кружка пива), также не является страховым случаем.

4. По желанию вносите изменения в условия договора — это ваше право как страхователя. В любом случае вы всегда вправе отказаться от страховки, включенной в турпутевку, и купить ее самостоятельно.

5. Сфотографируйте на сотовый телефон свой страховой полис, чтобы у вас под рукой всегда были нужные номера телефонов и данные самого полиса. Тот же совет касается и остальных важных документов.

Алексей Маляревич, генеральный директор компании «Авиационный чартерный сервис» (Air Charter Service):

Еще один способ перестраховаться от невылета или от проблемного рейса — это воспользоваться услугами частной авиации. В этом случае вы гарантированно получите самолет и сможете вылететь, как и было запланировано, — без проблем и задержек. И, кстати, хочу обратить внимание на тот факт, что если вы соберетесь лететь небольшой группой, скажем 5—10 человек, то цена за кресло составит практически ту же самую стоимость, как если бы вы купили кресло в первом или бизнес-классе. Но если все же вы оказались в неприятной ситуации, когда рейс задержали или отменили, то всегда можно связаться с нами и в течение 3 часов самолет будет подан туда, откуда вам немедленно нужно вылететь. Так что заранее продумайте все существующие риски и избавьте себя от возможных проблем.

Ольга Путилова

Еще новости от компании Молодёжно-Туристский Центр "Солнечная Бурятия"

В Бурятии 11-13 июля 2013 года прошел Международный эколого-туристический форум "Экотуризм на Байкале +20", организованный республиканским правительством и Федеральным агентством по туризму. В рамках проведения года туризма в республике Бурятия запланирован...

11-13 июля 2013 года в г. Улан-Удэ пройдет 5-й  международный фестиваль "Голос кочевников", который традиционно является самым ярким культурным событием лета в республике В основе замысла фестиваля заложена идея кочевой культуры как символа движения и...

5 июль

Людей со всего мира более всего притягивает Байкал, потому что оно самое чистое и самое глубокое озеро на планете. Байкал простира­ется в длину более, чем на 600 км, протяженность береговой линии более 2000 км, большая ее часть (около 60%) – на территории...

Памятник Владимиру Ильичу Ленину в Улан-Удэ - скульптурное изваяние головы основателя СССР, установленное в центре города на площади Советов. Является самым большим изображением головы Ленина в мире. Создание памятника начато в 1970 году по случаю столетия...