Цены на бензин отпускать не будут

13 май | 12 : 52

Бензин в России будет дорожать, но довольно медленно. Огромная топливная субсидия сохранится, - пишет "Коммерсант-Деньги".
Предложения Минфина и в отношении акцизов на топливо, и в отношении снижения экспортной пошлины на нефть лишь маленький шажок в сторону ее ликвидации. На качественный скачок — отказаться от топливной субсидии вообще — ведомство Антона Силуанова даже не замахивается.
Тем самым консервируется старая проблема: бензин в России не дорог, а ужасающе дешев. И эта дешевизна по сложившейся с советских времен традиции оплачивается всеми: и теми, кто заполняет баки своих внедорожников или суперкаров, и теми, кто ездит на электричках. Надо сделать так, чтобы бензин стоил столько, сколько он стоит реально, без занижающих цену субсидий.
Робкие российские начинания практически совпали по времени с недавним призывом МВФ отменить по всему миру энергетические субсидии. В целой серии публикаций МВФ рассматривает их негативные эффекты и примеры избавления разных стран от нефтяной иглы и ломок. Между тем Россия — один из чемпионов по объему энергетических субсидий. По данным МВФ, наибольшие объемы субсидий в мире выделяются в США ($502 млрд), Китае ($279 млрд) и России ($116 млрд).
Методологию своих расчетов МВФ не раскрывает, однако один из опрошенных "Деньгами" экспертов, попросивший об анонимности, сделал приблизительный подсчет субсидии для бензина. "Есть мировая цена нефти — сейчас это около $100 за баррель Urals. Государство, однако, может искусственно занизить цены на нефть для своих нефтепереработчиков, продавая им нефть не по $100, а по $55, чтобы бензин для граждан страны был дешевле, так как он будет выработан из более дешевого сырья. Вот это и будет субсидией. Реализация этой субсидии достигается комбинацией налога на добычу нефти и экспортной пошлины. В России потребляется около 80 млн тонн нефтепродуктов. При нынешней цене на нефть и уровне пошлин экспортная пошлина — около $400 на тонну. Это $32 млрд в год несобранной пошлины. Кроме того, при выработке этих 80 млн тонн образуется еще 120 млн тонн нефтепродуктов, которые можно экспортировать, уплачивая 66% пошлины от нефтяной. Итак, 34% х 120 млн т х $400/т = $16,3 млрд в год. Итого круглым счетом $48 млрд в год. По $338 на каждого гражданина России в год, чуть меньше $1 в день".
Впрочем, этот расчет субсидии не вполне окончательный. По мнению экономистов МВФ, в косвенные субсидии также входит неполное налогообложение энергии в сравнении с другими товарами. А также неполный учет негативных экстерналий — загрязнения атмосферы, стимуляции использования частного автотранспорта вместо общественного, дестимулирования энергосбережения и т. д.
Дешевый бензин — народу?
Возмущенный обыватель может возразить: да, размер субсидии велик, но что в этом плохого? Энергетические субсидии представляются само собой разумеющимися в странах—производителях нефти. В конечном итоге, так как это природное богатство в форме энергоносителей принадлежит народу, почему они не должны быть дешевыми?
Во-первых, энергетические субсидии не обеспечивают по-настоящему адресной поддержки малоимущих. Наоборот, поскольку богатые потребляют значительно больше, чем бедные, субсидии идут прежде всего им, людям состоятельным. Владелец Bugatti с объемом двигателя 8 л получает большую долю субсидии на бензин, чем владелец малолитражки, а живущая в деревне старушка вообще ничего от этого не получает. А ведь это часть природной ренты, общей для всех граждан. Всего, по подсчетам МВФ, в странах с формирующимся рынком (emerging markets) и в странах с низкими доходами 43% энергетических субсидий получают 20% наиболее богатого населения (доля богатых в получении бензиновых субсидий еще выше).
Во-вторых, энергетические субсидии весьма дороги и вытесняют другие, более целесообразные, государственные расходы (на медицину, образование, инфраструктуру).
Наконец, в-третьих, из-за субсидий страны потребляют слишком много энергии. Так, энергоемкость ВВП России вдвое выше энергоемкости Китая и в 2,5-3,5 раза выше, чем в США и странах Европы. Зато субсидирование помогает выживать неэффективным компаниям, не желающим вкладываться в энергосберегающие технологии, что, безусловно, не способствует экономическому росту в долгосрочной перспективе. И имеет отрицательные последствия для окружающей среды.

Еще новости от компании ООО «Проект Плаза» / Project Plaza, L.L.C.

Арбитражный суд Саратовской области возобновил производство и назначил на 18 сентября рассмотрение иска миноритарных акционеров ОАО “Саратовский нефтеперерабатывающий завод” (“дочка” ТНК-ВР) о взыскании с ТНК-ВР в пользу завода 9,984 миллиарда рублей...

“ЛУКОЙЛ” завершил строительство инфраструктуры для подачи газа в газотранспортную систему “Газпрома” с месторождений компании в Красноярском крае и Ямало-Ненецком АО /Хальмерпаютинское, Пякяхинское/. Об этом сообщили в компании. Как пояснили в “ЛУКОЙЛе”...

Белоруссия и биржевые спекулянты сыграли не последнюю роль в росте оптовых цен на бензин. Замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов недоволен, как Белоруссия исполняет свои обязательства. Предприятие «Белнефтехим» пытается самостоятельно распределять российское...

Правительство Украины может проверить выполнение приватизационных условий собственником Лисичанского нефтеперерабатывающего завода, который перешел «Роснефти» от ТНК-ВР после того, как последняя была куплена госкомпанией. Об этом сообщает корреспондент...

Мировые цены на нефть во вторник, 20 августа, снизились на неопределенности рынка по поводу масштабов уменьшения стимулирования в США, свидетельствуют данные торгов. Стоимость сентябрьских фьючерсов на легкую нефть марки WTI упала на 2,14 доллара -...

Министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий сообщил, что Украина запланировала начать реверсные поставки газа из Румынии и Словакии. "Правительство активно работает по диверсификации источников импорта газа. И мы уже совершаем...

Бывший первый вице-президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов, покинувший компанию, чтобы заняться собственным бизнесом, нашел первые активы для покупки, пишет «Коммерсантъ». Созданная в конце 2012 года Независимая нефтегазовая компания (ННК), президентом...

Нефтяные компании за неделю увеличили запасы высокооктановых бензинов на НПЗ и нефтебазах на 8,1%, растут отгрузки топлива с заводов в Белоруссии, ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов нормализуется, говорится в сообщении Минэнерго РФ по результатам...

Национальный оператор Казахстана в сфере газа и газоснабжения АО «КазТрансГаз» будет закупать газ с месторождения Кашаган. Соответствующий договор купли-продажи газа КазТрансГаз намерен подписать с подрядными компаниями по СРП по Северо-Каспийскому проекту...

Компания сообщает о размещении на Сайте новой продукции,емкостей типа «Кассета» 4500х2 – универсальный способ хранения и перевозки нефтепродуктов,воды,химических реагентов.