Предприятия в Набережных Челнах

5 октябрь | 01 : 00

Безусловным лидером среди союзных производств оказались предприятия в Набережных Челнах, созданные КАМАЗом. Сейчас совместные предприятия в Челнах работают по трем направлениям. Первое – двигатели. Американско-российское СП «Камминз КАМА» занимается производством рядных 4- и 6-цилиндровых дизелей семейства Cummins ISBe с диапазоном мощности от 140 до 300 лошадиных сил. На выпуск поршней, разработанных специалистами другой американской компании Federal Mogul, нацелена деятельность СП «Федерал Могул Набережные Челны». Второе направление – выпуск коробок передач компании ZF Friedrichshafen AG, для этого создано совместное российскогерманское предприятие «ЦФ КАМА». Третье направление – производство компонентов тормозной системы совместно с еще одной германской компанией Knorr-Bremze. Это СП названо «Кнорр-Бремзе КАМА».
Создание этих СП в Набережных Челнах дает иностранцам гарантированный выход на перспективный российский рынок, а автозаводу – выигрыш во времени: ему нет нужды тратить силы и деньги на разработку современных компонентов для грузовиков. Тем самым руководство КАМАЗа пытается не на словах, а на деле ликвидировать отставание в производстве грузовиков от крупнейших производителей Европы и Америки. И это удается делать. Для видимого даже дилетанту результата остается только форсировать разработку новой кабины для магистральных КАМАЗов.

Для выпуска грузовиков полной массой от 8 до 41 тонны у каждого из крупных европейских производителей грузовиков «большой семерки» (DAF, Iveco, MAN, Mercedes, Renault, Scania, Volvo) всегда была широкая гамма двигателей рабочим объемом от 4-5 до 13-16 литров мощностью в диапазоне от 150 до 600-700 сил. Причем, дизели были не обязательно своего производства. Второй комплект клапанных крышек с надписями Iveco, MAN, Renault, Volvo всегда оказывался под рукой у Deutz, Cummins, Liebherr – моторостроительных компаний, которые не производили автомобили.

КАМАЗ, взяв курс в начале 2000-х годов на расширение модельного ряда, не имел ничего, кроме своей 11-литровой «восьмерки» мощностью 210-260 л. с. Проекты 80-х годов V-6 и V-10 так и остались на кульманах конструкторов. А сейчас, оглянувшись назад, ясно видим: заниматься ими дальше не было смысла. Безусловно, правильным оказался расчет на сотрудничество с американской компанией Cummins, одной из самых крупных в мире. Этот независимый поставщик дизельных двигателей имеет более 20 предприятий по их производству в различных странах. КАМАЗ работал с Cummins с середины 90-х годов, выпуская сверхмелкими партиями тяжелые грузовики с двигателями мощностью 350-450 л. с. и среднетоннажники с дизелями на 140-210 сил. Российское представительство этой американской компании работало не в пример лучше земляков-конкурентов из Caterpillar, и дело закончилось созданием в 2006 году СП «Камминз КАМА».

В период становления производства СП «Камминз КАМА» детали двигателя поступали в Набережные Челны с других зарубежных заводов компании Cummins. Это обычная практика, позволяющая быстро отладить оборудование и технологии на новом заводе без ожидания «победных реляций» смежников. Каждый производитель занимается своим делом, у каждого свои задачи и свои сроки, свои проблемы, которые необходимо решать. До последнего времени на сборочный конвейер блоки цилиндров для двигателей Cummins ISBe поставляли два производителя: бразильская компания Tupy и китайская DongFeng. Не менее важная и сложная деталь – головка блока, на ее отливке тоже пока написано «Eo Brazil». Однако у КАМАЗа свои опытные металлурги, которые кроме полного обеспечения производства камских грузовиков поставляют и дюжину заготовок на заводы Mercedes.

В конце ноября 2010 года на КАМАЗе уже была выпущена опытная партия головок и блоков для шестицилиндровых моторов, они в большей степени, чем «четверки», востребованы в производстве. Cummins 6ISBe идет на комплектацию грузовиков КАМАЗ серий 65115/65116/65117, а также на автобусы НефАЗ. Cummins 4ISBe сейчас устанавливают на низкорамные среднетоннажники КАМАЗ-4308, автобусы малого класса ПАЗ и КАвЗ.

Кроме двигателей Cummins ISBe объемом 4,5 и 6,7 литра в перспективе можно организовать обработку отливок блоков Cummins ISLe. Это семейство двигателей рабочим объемом 8,9 литра размерности 114х145 мм, мощностью в диапазоне от 280 до 375 л. с. Комплексная автоматизированная линия обработки головки блока для «четверок» и «шестерок» поставлена компанией Starragheckert. Линия маховика основана на обрабатывающих центрах фирмы EMAG, запрессовкой венца ведает стенд компании Schneitmann, балансировку выполняют на автомате признанного лидера в этом деле – Schenck.

(Информация взята с интернет журнала «За рулем»)